Демократические системы XXI века будут сталкиваться с гигантской проблемой, порожденной развитием огромной машины, где наука, техника и бюрократия тесно связаны. Эта огромная машина не только производит знание и дает разъяснение, она порождает также незнание и ослепление.
Развитие научных дисциплин продемонстрировало преимущества разделения труда, но вместе с тем оно породило и неудобства сверхспециализации: раздробление знания и разгораживание дисциплин. Знание становится все более эзотерическим (доступным только специалистам) и анонимным (сконцентрированным в банках данных и используемым анонимными инстанциями, прежде всего руководителями государства). Также и техническое знание предназначено для экспертов, компетентность которых в какой-то узкой, ограниченной области сопровождается некомпетентностью, когда на этой области паразитируют внешние сферы или эта область видоизменяется из-за нового события.
При таких условиях гражданин теряет право на знание. Он имеет право приобретать специализированные знания, обучаясь применительно к данному конкретному случаю, но он как гражданин лишен надлежащей интегрирующей точки зрения. Атомное оружие, например, всецело лишило гражданина возможности размышлять о нем и контролировать его. Его применение обычно вверено личному решению исключительно руководителя государства, действующего в одиночку, без консультации с какой бы то ни было правомочной демократической инстанцией. Чем более технической становится политика, тем больше регрессирует демократическая компетентность.
Эта проблема касается не только состояния кризиса или войны. Это проблема повседневной жизни. Развитие технобюрократии устанавливает господство экспертов во всех тех областях, которые до недавних пор зависели от дискуссий и политических решений, и оно узурпирует у граждан право решения в критических ситуациях, и они становятся открытыми для биологических манипуляций отцовством, материнством, рождением, смертью. За исключением нескольких случаев, эти проблемы не вошли в политическое сознание и не стали предметом демократических дебатов в XX веке.