Безумие не привело человеческий род к вымиранию (только различные виды ядерной энергии, выпущенные на свободу человеческим разумом, и только развитие технической рациональности за счет загрязнения биосферы, по-видимому, могут привести к его исчезновению).
Мы являемся инфантильными, невротическими, безумными существами, будучи вместе с тем вполне рациональными. Все это создает собственно человеческую ткань.
Индивиды являются продуктами процесса воспроизведения человеческого рода, но сам этот процесс требует участия двух индивидов. Взаимодействия между индивидами создают общество, а последнее, подтверждая эмерджентное возникновение культуры, обратно воздействует на индивидов посредством культуры Индивид — Род — Общество.
Унидуальность. Человек является и всецело биологическим, и всецело культурным существом, которое несет в себе подлинную унидуальность. Это — супер- и гиперживое, в котором развиты небывалым образом потенции жизни.
Изучение возникновения человека имеет первостепенную важность для обучения пониманию человеческого условия, ибо при этом разъясняется, как животные и человеческие качества в их взаимосвязи определяют природу человека.
Лишь небольшое количество физического вещества организовано на нашей Земле термодинамическим образом. Через погружение в море, путем химических реакций с выделением большого количества тепла, с помощью электрических разрядов Земля приняла Жизнь.
Мы должны признать свое двоякое укоренение — и в физическом космосе, и в сфере живого — и в то же время искоренение в нас собственно человеческого. Мы находимся одновременно и в природе, и вне ее.
Образование в будущем должно стать первым и универсальным образованием, направленным на понимание человеческого условия. Мы живем в планетарную эру; все люди, где бы они ни жили, вовлечены в единый исторический процесс. Люди должны узнавать себя в облике единого человечества и в то же время признать культурное разнообразие, присущее всему человеческому.
Дан Симмонс в своем фантастическом романе «Гиперион», состоящем из четырех частей, рисует такую фантастическую картину. В результате прогресса техники и технологии возникает некий техноцентр, управляемый устройствами искусственного интеллекта, который прилагает усилия к тому, чтобы установить контроль над самими людьми. Для нас, людей, проблема состоит в умении извлекать пользу из техники, не попадая в зависимость от нее.