Сейчас в России в области экономики происходит сползание к латиноамериканской модели: одна или несколько сырьевых отраслей ориентированных на экспорт, заработная плата в которых во много раз превышает среднюю по стране.
Остальные слаборазвитые отрасли, обслуживающие внутренний рынок, с очень низким уровнем доходов и мощный репрессивный аппарат, необходимый, чтобы поддерживать эту «разность потенциалов». В политической и общественной жизни устанавливается, по терминологии А. Зиновьева, режим «колониальной демократии».
При этом внешне существуют все атрибуты цивилизованной страны — выборы, президентская власть, многопартийность, оппозиция. Однако все они отбрасываются, как только возникает серьезная угроза интересам транснациональных корпораций, мафиозных групп или компрадорскому капиталу. При следовании императивам деградирующей экономики высшая школа и сфера науки будут обречены на прозябание или уничтожение.
Выход из создавшегося положения состоит в том, чтобы интеллигенция России предложила обществу крупные долговременные цели, позволяющие тем или иным социальным группам ориентировать на них все развитие страны.
Примеры таких программ — план ГОЭЛРО в России, позволивший объединить усилия технической интеллигенции независимо от ее политической ориентации вокруг крупной перспективной, конкретной задачи; план национального возрождения в послевоенной Японии; научно-техническая и образовательная программа, реализация которой позволила Тайваню занять место среди «тихоокеанских тигров» и т.д.