Созерцая произведение лэнд-арта, мы задумываемся, является ли он реальной скульптурой, а, возможно, его существование является скорее концептуальным.
Его следует рассматривать как перформанс или как определенную локализованную инсталляцию? Конечно, лэнд-арт именно поэтому является таким значимым, что он одновременно представляет целый ряд таких разнообразных и, на первый взгляд, несовместимых черт.
Более того, художники, задействованные в этом направлении искусства, обычно разделяют желание творить в условиях, максимально удаленных от норм вездесущей и коммерциализированной системы современных галерей и музеев. Часто произведения лэнд-арта из-за физических условий могут существовать лишь временно (например, большинство произведений британского художника Энди Голдсуорси).
Очевидно, что таким недолговечным художественным объектам сложно стать частью рыночной системы. Но с другой стороны, иногда они демонстрируют завидную устойчивость (например, Кратер Роден Джеймса Террелла). Следовательно, такая время-пространственная устойчивость защищает данные работы от стандартизированного превращения их в эстетический товар. Поэтому можно сделать вывод, что даже самые лучшие залы галерей и музеев, как и сложные рыночные структуры, на сегодняшний день просто не в состоянии охватить всю значимость и ценность художественных практик лэнд-арта.
Конечно, при проведении детального анализа лэнд-арта не стоит ограничиваться историческим контекстом искусства США и Западной Европы. Но, к сожалению, имеющиеся на территории СНГ объекты лэнд-арта на данном этапе не привлекли достаточного внимания к себе.
В частности, что касается Украины, историки искусства лишь недавно начали относительно глубинное исследование таких вопросов: Каким образом затяжное остаточное влияние советского прошлого обусловило разительное отличие украинского лэнд-арта от западного с такими его представителями, как Роберт Смитсон и Ричард Лонг?