Как известно из курса физики любой двигатель внутреннего сгорания имеет КПД в районе 33%, т.е. 33% энергии от теплотворной способности топлива (для дизельного генератора – солярка) идет на работу генератора и превращаются в электрическую энергию, остальная энергия 64% утилизируются в виде тепла на радиаторе и в выхлопную систему.
Другими словами из 3 литров солярки израсходованных дизель-генератором 1 литр переходит в электрическую, а 2 литра утилизируются в виде тепла.
Справочные данные
Средний расход топлива дизель генератором – 300 гр солярки на 1кВт, т.е. 5,7 рубля за 1кВт (при стоимости солярки 19 рублей).
Таким образом, если тепло не утилизировать, а накапливать в теплоаккумуляторах, то его можно расходовать на различные цели, например в бытовых целях: приготовление горячей воды, отопление дома, или в производственных: тепло для различных промышленных установок. При этом стоимость 1кВт снизится примерно в три раза.
Генераторные установки с установленными теплообменниками называют когенеративными. Стоимость их значительно выше типичных генераторов. Средняя стоимость 1кВт (электричества + тепло) составит 1,9 рублей (при стоимости солярки 19 рублей) с учетом амортизационных расходов. Такая стоимость 1кВт обрадует многих жителей Подмосковья. Однако, надо не забывать и о первоначальных инвестициях и множестве прочих на первый взгляд мало значимых, но весьма существенных особенностях таких систем энергоснабжения.
Первое: выработка тепла прямо пропорциональна потребленной электроэнергии.
Второе: желательное нагрузка на генератор должна составлять 75% от его максимальной мощности и ни в коем случае не должна быть ниже 30%. Решение этих проблем в автоматическом режиме потребует немалых расходом на автоматику, а так же инверторных систем с мощной батареей аккумуляторов.