Большие возможности для воспитательной работы открывает трудовое обучение, в процессе которого формируются не только профессиональные умения, но и воспитываются навыки планирования работы, умения руководствоваться словесными инструкциями, оценивать качество работы.
Индивидуальные умения Самоуважение и уважение других; знание себя (оценка своих сильных и слабых сторон); рост уверенности в себе, зрелости и ответственности; способность наблюдать и фиксировать результаты.
Для наиболее успешного вхождения выпускников в профессиональную деятельность и овладения навыками делового взаимодействия необходим этан апробации своих сил в различных видах трудовой и учебной деятельности, такую возможность может предоставить образовательное учреждение, ориентированное на психолого-педагогическую поддержку будущих специалистов.
Одним из механизмов, обеспечивающих ускорение адаптации, является поисковая активность: чтобы она успешно реализовалась, необходимо обладать большими и разносторонними возможностями в усвоении, реорганизации и извлечении информации, в регуляции усложняющегося поведения. Активность непосредственно связана с потребностью в самореализации, под которой подразумевается «осуществление возможностей развития "Я" посредством собственных усилий, сотворчества, содеятельности с другими людьми, социумом и миром в целом».
Сегодня в профессиональной ориентации наблюдается переход от изучения требований профессии к человеку, к изучению профессиональных карьер и развития, от констатирующей диагностики специальных способностей к активизации самопознания и процессов самостоятельного выбора.
Ознакомительный этап связан с реализацией имеющегося потенциала, проявлением активности средствами, предоставляемыми образовательным учреждением, вариантами социальной и профессиональной деятельности; с продолжением работы по развитию самосознания учащихся и объективному анализу результатов собственной деятельности, рефлексии межличностных отношений; с проектированием дальнейших профессиональных планов.
В профориентационной работе, как пишет Н.С. Пряжников, следует ориентироваться не столько на конкретные результаты (выборы), сколько на формирование самой готовностити выборы сделать, т.е. готовности к самоопределению, к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), готовности рассматривать себя развивающимся в рамках определенного времени, пространства и смысла.