Какую профориентацию государство должно оплачивать, а какая профориентация должна развиваться самостоятельно, без государственного участия? Основные соображения по этому вопросу следующие. Во-первых, к государственной и к частной профориентации должны быть сформулированы единые этические требования и соответствующие цели. Например, требование, чтобы профконсультанты не ориентировали молодых людей на явно антиобщественные, экстремистские виды деятельности. При выделении таких этических требований и ограничений необходимо сохранять право человека на собственное понимание счастья и успеха, но важно, чтобы такой успех не строился на ущемлении таких же прав других людей.
Во-вторых, государство в лице руководства и соответствующих социальных институтов рассматривается как реальный субъект управления обществом и ответственности перед ним. Поэтому именно государство должно разрабатывать кадровую политику и следить за ее выполнением.
При этом важно выполнение следующих условий.
- к разработке кадровой политики (концепций, основных положений и др.) должны привлекаться ведущие ученые и практики страны, а также учитываться предшествующим отечественный и зарубежный опыт профориентации;
- такая кадровая политика не должна опираться только на одну теорию, а должна допускать определенную вариативность. Как и в образовании, необходимо выделять «базовый компонент», обязательный для исполнения, и «вариативный компонент», позволяющий практикам выбирать в своей работе разнообразные теоретические подходы и методы. И чем демократичнее общество, тем больше должен быть представлен вариативный компонент, хотя в примитивном (дезорганизованном) обществе, вероятно, не обойтись на первых этапах и без усиления «базового компонента» профориентационной работы (с четкими и обязательными критериями оценки эффективности работы, с обязательным набором методов и т.п.). Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!
|