Субъективный смысл связан с субъектом труда, с его видением, пониманием, чувствами по поводу необходимости данного труда как лично для него, так и для окружающих людей и всего общества.
В итоге объективный смысл больше претендует на некую «истинность», а субъективный смысл — на особое представление об истине, т.е. в определенной степени претендует на искаженную (или преломленную через собственное сознание) истину. И как обычно, представления о смысле нередко связаны с тем, как воспринимают его большинство людей данной культурно-исторической системы.
Важнейшая характеристика смысла — его неустойчивость, подверженность изменениям и зависимость от самой деятельности субъекта. И признавая реальность «объективного» смысла, все-таки следует отметить и его изменение в зависимости от жизнедеятельности большинства людей конкретной культурной общности.
В целом и объективные, и субъективные смыслы отвечают как реальным, так и воображаемым (вновь создаваемым) потребностям конкретных людей и различных общественных, экономических и даже экологических систем. Если попытаться конкретизировать объективные и субъективные смыслы, то получается примерно следующая картина.
Объективные смыслы относятся к разным уровням организации мира и соответственно реализуются по-разному:
- на физическом уровне в соответствии с физическими законами как перераспределение материи и энергии;
- на химическом и биохимическом уровнях как более сложные процессы перераспределения энергии и материи уже в соответствии с химическим законами;
- на уровне живой материи (микроорганизмы, растения, животные) как перераспределение биомассы через непрерывный процесс поглощения более сильными особями слабых особей;
- на уровне социальной организации живого (у стадных животных и всех других живых существ с зачатками социальных отношений) как перераспределение статуса, когда более сильные доминируют над более слабыми; уже здесь смыслом многих стадных животных становится не столько удовлетворение непосредственных биологических потребностей, сколько повышение и укрепление своего статуса в общей иерархии данного стада;
- на уровне социальной организации в человеческом обществе иерархические взаимоотношения еще больше усложняются и проявляются на разных подуровнях:
- через выяснение преимущества в физической силе;
- через выяснение преимущества в наследственных правах (уже на первобытно-общинном уровне);
- через выявление преимущества в экономическом (имущественном) отношении;
- через выявление преимущества в развитии определенных способностей и мастерства в разных видах деятельности (включая и профессиональное мастерство);
- через выявление преимущества в духовном и нравственном развитии.