Для построения периодизации развития элитарных ориентаций можно взять смену «кризисов разочарования». Тогда здесь во многом можно будет опираться на известные в отечественной возрастной психологии критерии: социальную ситуацию развития, смену ведущей деятельности и личностные новообразования.
Например, в раннем дошкольном детстве, если ребенок не ходит в детский сад, он быстро осваивает и ориентируется на образ «хорошего домашнего ребенка». Если в старшем дошкольном возрасте этого ребенка отправляют в детский сад, то он сталкивается с тем, что его прежний образ «хорошего мальчика» вступает в противоречие с новыми требованиями изменившейся социальной ситуации и ведущей деятельности.
И тогда дошкольник начинает все больше ориентироваться на образ «хорошего воспитанника», способного радовать не только своих родителей, но и строгих воспитателей, и даже своих сверстников, с которыми он играет в групповые ролевые игры. При переходе в школу вновь меняются социальная ситуация и ведущая деятельность, и ребенок вынужден «разочаровываться» в образе «хорошего детсадовского мальчика» и быстро осваивать роль «хорошего ученика» и т.д.
Примечательно, что такие «разочарования» нередко у самих детей сопровождаются стремлением даже высмеивать то, что совсем недавно было образцом для подражания. Например, в подростковом возрасте многие высмеивают или хотя бы относятся с легкой иронией к образу «хорошего ученика» или «послушной девочки». А некоторые девочки-подростки даже начинают специально изображать из себя «уже разочаровавшихся» в любви, в мужчинах и вообще в жизни, как бы подчеркивая свою готовность быть взрослыми (для них часто взрослый — это «уже успевший разочароваться»).
Готовые бланки документов вы можете скачать и воспользоваться ими на copdoc.ru. Образцы и шаблоны дополнены подробным описанием.