«Кризисы разочарования» (как и вообще возрастные кризисы) должны быть взяты под контроль.
Главное — это обеспечить такое развитие элитарных ориентаций, которое бы не отвергало целиком предшествующий идеал (доводя его до полного осмеяния), а лишь постепенно показывало ребенку ограниченность этого идеала и заставляло его искать другой идеал, всего лишь дополняющий прежний и в большей степени соответствующий изменившейся жизненной ситуации ребенка.
Развитие элитарных ориентаций зависит также от общей социально-экономической и духовной ситуации в обществе. Можно предположить, что в условиях тоталитарной (моностилистической) культуры основные этапы развития элитарных ориентаций (и соответствующие «кризисы разочарования») у большинства детей окажутся почти одинаковыми, тогда как в более свободном обществе (в условиях полистилистической культуры) у многих детей периоды развития элитарных ориентаций будут достаточно вариативны.
Более того, в условиях полистилистической культуры возможно сосуществование людей, для которых одни и те же «образы» достойного человека будут оцениваться прямо противоположно: кто-то воспримет такой «образ» в качестве идеала и будет к нему всячески стремиться, а для кого-то этот «образ» будет символом деградации, и человек, наоборот, будет стремиться в своем развитии как можно дальше отойти от него. Примером может служить образ человека, преуспевшего благодаря своей беспринципности, образ, на который пока еще ориентируются очень многие молодые люди, но, слава Богу, не все.