Конкретные методы традиционного профотбора описаны в многочисленной литературе.
Например, В. А. Бодров выделяет следующие группы методов профессиональной диагностики, где обследование производится по различным параметрам:
1) оценка основных свойств нервной системы: сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов;
2) оценка познавательных процессов («Компасы», «Часы», «Корректурные пробы», «Расстановка чисел» и др.);
3) оценка психомоторных процессов («Исследование простых и сложных сенсомоторных реакций», «Двигательная координация и напряженность — ДКН» и др.);
4) изучение свойств личности:
а) личностные опросники;
б) проективные методы (тест Роршаха и др.);
в) оценка темперамента (опросники Стреляу, К.Леонгарда и др.);
г) оценка интеллектуальных способностей («Прогрессивные матрицы Равена»; тест Векслера; «Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра»);
д) оценка мотивационноЙ сферы («Ориентировочная анкета»; «Определение уровня самоконтроля»; «Мотивационный тест Хекхаузена»; ДЦО Е.А. Климова);
е) оценка нервно-психической (эмоциональной) напряженности («Незаконченные предложения»; «Ситуационная и личностная тревожность» Спилберга—Ханина);
5) тесты достижений. В отличие от тестов способностей эти методики ориентированы не на выявление общих характеристик претендента, а на его готовность выполнять конкретную деятельность. Заметим, что для выполнения конкретной деятельности часто важны не столько отдельные способности, сколько их совокупность, где не очень развитые способности могут компенсироваться более развитыми;
6) нетестовые методы изучения личности (анализ документов претендента; беседа; анкетирование; наблюдение; биографический метод и др.).
В. А. Бодров специально разводит показатели оценки профессиональной пригодности учащихся и оценки готовности специалистов, поскольку для учащихся более важна их способность выполнять учебные планы и программы, которые не всегда соответствуют реальной работе. Поэтому для большей прогностичности профотбора на этапе профессионального обучения автор предлагает больший акцент делать на оценку готовности учащихся при выполнении практических заданий, когда они могут продемонстрировать свою готовность соотносить полученные знания с предстоящей работой.