К сожалению, элитарные ориентации пока еще не стали предметом серьезного исследования многих психологов, хотя наличие в стране элиты уже мало кем оспаривается.
Речь идет о стремлении человека стать лучше, но проблема состоит в том, что однозначного критерия, что есть лучшее, а что — худшее, не существует. И тогда человек постоянно уточняет для себя образ лучшего, т.с. фактически образ элитного. Но поскольку и философы, и психологи, и педагоги сами сильно путаются в этом, то дезориентированным оказывается и самоопределяющийся человек.
Эти проблемы впервые возникают в подростковом возрасте. Недаром Э. Эриксон писал, что главная проблема подростка — поиск «идеологии и аристократии в их самом широком смысле», и важно это, «чтобы не впасть в цинизм или в апатию». А нерешенность данной проблемы приводит, по мнению Э. Эриксона, к тому, что случилось с Германией в период правления в ней нацистов: «В Германии того времени мы как раз и наблюдали капитуляцию высокоорганизованной и высокоразвитой нации перед образами идеологизированного юношества».
В дальнейшем уже взрослые люди, не нашедшие для себя достойных идеалов и образов, также рискуют оказаться жизненными неудачниками, либо ориентируясь на устаревшие образцы для подражания, либо живя вообще без каких-либо достойных целей, смыслов и идеалов. Отсюда помощь человеку в поиске и обретении достойных (а в чем-то и идеальных) смыслов становится важнейшей задачей психолога.