Один из важнейших смыслов защиты дипломных и диссертационных работ заключается в том, что соискатель демонстрирует силу своего характера, что проявляется, во-первых, в спокойном отношении к обоснованной критике коллег, а во-вторых, в готовности принимать определенные правила взаимоотношений и соблюдать сложившиеся ритуалы в данной науке (и в данном научном учреждении).
При этом совершенно необязательно демонстрировать свою «принципиальность», когда в эмоциональных спорах соискатель сражается как лев. Часто лучшими аргументами в науке являются спокойные, но обоснованные доказательства, последующие исследования и публикации.
Поиск научного руководителя и построение с ним деловых и человеческих взаимоотношений. Прежде всего важно понять, в чем смысл научного руководства. Дипломная (или диссертационная) работа — это самостоятельное исследование. Предполагается, что соискатель все-таки пока еще учится такие исследования проводить, но учится он именно самостоятельности. Поэтому задачи на что именно его интересует в науке:
1) уточнить на этой основе тему исследования (в чем-то такая задача уже является профориентационной — помочь определить свои научные интересы);
2) помочь грамотно спланировать исследование, т.е. выделить основные задачи (отбросив второстепенные) и наметить пути их решения;
3) подсказать, как осуществлять научный поиск (литературы, методик, экспериментальных баз и т. п.);
4) подсказать, как грамотно оформлять результаты исследования и текст работы;
5) подсказать, как грамотно (адекватно) вести себя во время зашиты. При этом научный руководитель не должен всего этого делать вместо соискателя, написание курсовых и дипломных работ - дело студента.
Если соискатель ориентирован на карьеру, то лучше искать «маститого» (авторитетного) руководителя, что приносит определенные выгоды:
1) при защите у такого научного руководителя меньше возникает проблем с различными оппонентами и рецензентами, которые либо очень уважают данного человека и не хотят его огорчать, давая невысокую оценку диплому или диссертации, защищаемых под его руководством, либо просто боятся с ним связываться, зная, что он будет защищать своего соискателя;
2) иногда такие научные руководители некоторых своих учеников-любимчиков могут пристроить или порекомендовать на привлекательную работу;
3) в ближайшем будущем можно гордиться тем, что защищались у авторитетного руководителя;
4) если авторитет еще не совсем морально и интеллектуально состарился (а к сожалению, все стареют), т.е. он еще готов воспринимать новые, необычные идеи, то под его покровительством можно защищать смелые оригинальные работы, которые различные недруги просто побоятся «размазывать по стенке». Заметим, что по-настоящему новые работы первоначально бывают часто не лишены всяких мелких недостатков и их очень легко критиковать, поэтому они и нуждаются в защите со стороны тех ученых, кто больше ценит настоящую научную смелость и новизну, чем придирается к несущественным недочетам.