Проблемы, которые могут возникнуть во взаимоотношениях с авторитетным руководителем:
1) обычно у таких научных руководителей много желающих защищаться и для каждого просто может не оказаться необходимого времени и должного внимания;
2) «авторитеты» нередко очень нетерпимы к новизне, поэтому часто работы, выполненные под их чутким руководством, достаточно консервативны (традиционны, банальны, «прозрачны»), когда и придраться-то не к чему;
3) иногда у авторитетных и особенно у модных научных руководителей образуются сложные иерархические «пирамиды» учеников.
Например, соискатель реально со своим руководителем не общается, а работает с другим его учеником, более приближенным к авторитету. Например, тот, кто пишет диплом и не знает где заказать дипломную работу, больше общается с учеником, который пишет диссертацию. Это по-своему бывает оправдано, но часто дипломника просто включают в более обширные исследовательские программы и просто используют как «рабочую лошадку», вынужденную набирать статистику и выполнять достаточно примитивную и явно несамостоятельную работу, которая мало чему полезному научит;
4) иногда приходится терпеть скверный характер и всякие нехорошие «выходки» авторитетного руководителя. Например, обращение или даже определенные сексуальные домогательства, которые могут быть применены к молоденьким студенткам, предпочитающим вызывающую одежду. Соискатель иногда из боязни перед грозным авторитетом, у которого довольно-таки мощные связи и «все его побаиваются», становится жертвой таких домогательств. Всякое в жизни бывает, и морально к этому надо себя готовить, чтобы потом не сформировалось отвращение к науке, ведь она бывает, слава богу, и иная.
Иногда имеет смысл обратиться к начинающему научному руководителю, бывшему студенту кафедры. Например, по следующим соображениям:
1) молодые руководители еще достаточно свежи, хорошо ориентируются в научных новинках и у них есть чему поучиться. Некоторые из них могут предложить купить дипломную работу;
2) у многих из них еще мало соискателей, и с каждым своим учеником они обычно находят время для полноценного общения;
3) для молодых, начинающих ученых важен момент самоутверждения, и поэтому работы своих учеников они часто воспринимают как свои личные, и здесь ученику также стоит поучиться здоровому научному честолюбию и т.д.