29.03.12 Статьи » Профадаптация » Основные этические проблемы и «соблазны» в профориентационной практике
Проблема власти над клиентом. С помощью определенных психотехнологий или эффектных приемов психолог (или психотерапевт) может довольно быстро создать у клиента ощущение, что перед них выдающийся специалист, квалифицированный мастер общения, хорошо знающий ситуацию и проблему клиента. Во многих случаях именно создание такого «психотерапевтического (или консультационного) мифа» является важным условием излечения Проблемы клиента. Этот миф основан на вере клиента в особые способности данного психолога-консультанта и по-своему даже полезен для большинства «нормальных» клиентов.
И здесь у психолога возникает соблазн буквально «вить из клиента веревки», внушая ему, к чему он должен стремиться и как он должен действовать. Этот соблазн порождает для психолога особую проблему — проблему манипуляции сознанием клиента, а для клиентов — проблему снижения степени их субъектности в решении своих жизненно важных вопросов. Это связано с тем, что значительная часть клиентов не стремятся брать ответственность за важные жизненные решения на себя, как бы перекладывая ее на «такого умного и все понимающего психолога», тем более что «он ведь специалист».
Усугубляется эта проблема в условиях «рыночного консультирования», когда клиент хочет видеть, что его деньги заплачены психологу «не зря», психолог-консультант соответственно стремится эти деньги «отработать». Хотя одна из важнейших проблем психолога-консультанта (и настоящего психотерапевта) — сформировать чувство ответственности за свои выборы у самого клиента.
Строительная компания «БетонБурСервис» (http://www.betonbur.ru/) проводит алмазное бурение с выездом к заказчику. Высокоточный технологический процесс осуществляется благодаря сверлам, покрытым алмазным напылением. Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!
|