Система образования в ВУЗе строится правильно при соблюдении определенных психолого-педагогических условий.
Деятельность образовательного учреждения целиком должна быть подчинена достижению ее главной цели — подготовке профессионалов-личностей, способных реализовать себя в жизни и в согласии с потребностями создания в России подлинно цивилизованного, демократического, гуманного, правового и интенсивно развивающегося гражданского общества, обеспечивающего высокий уровень жизни граждан.
Управление образовательным учреждением (всем в ВУЗе и факультетом, кафедрой, отделом, деятельностью преподавателя и др.), как и любое другое, максимально эффективно, если оно целевое, т.е. если направлено на дело, на его цель, только цель и обеспечение гарантированного достижения результата, полностью отвечающего ей.
Успешно овладеть программой вуза можно лишь тогда, когда студент проявит себя как личность, обладающую желанием, потребностью стать цивилизованной личностью и подлинным профессионалом, добросовестным, ответственным, волевым, упорным, требовательным к себе и другими. Он не хочет просто купить дипломный проект, а желает проработать его самостоятельно.
Нет более слепого и глухого, чем тот, кто не желает понять и усвоить. Возможности педагогического коллектива, ежедневно по 6—8 часов в течение пяти лет работающего со студентами, содержат огромный потенциал в достижении цели формирования профессионалов-личностей, и он должен быть реализован сполна. Образовательный процесс, в котором активно действуют преподаватели и пассивны студенты, неэффективен. Это лишь видимость его.
От каждого преподавателя требуется хорошее владение традиционной педагогической техникой, что невозможно без проникновения в их наукоемкость — педагогические и психологические тонкости, выработанные десятилетиями и даже веками наукой и искусными педагогами. Недооценивать это и считать устаревшим недопустимо. Но мировая практика и опыт преподавателей-новаторов у нас и за рубежом породили немало и новых педагогических технологий, существенно дополняющих методический арсенал вуза и его преподавателей, которые из-за неосведомленности и других причин слабо используются в отдельных вузах.
В «школе знаний» подготовка обучающихся усредняется, ориентируется на слабых и отстающих, сдерживая тем самым развитие талантливых учащихся, и их в конце концов становится все меньше и меньше. Ныне в условиях демократии и свобод элементы авторитаризма и отчасти централизма в ней ослаблены, но сужение педагогического процесса до обучения знаниям во многих учреждениях даже усилилось.
Система «школы знаний» заметно упрощает педагогический труд и превращает его в общедоступный, не требующий безусловно высокого педагогического профессионализма, что отрицательно сказывается на качественном уровне педагогического корпуса и качестве образовательного процесса.