При оценке совершаемых клиентом личных, жизненных и профессиональных выборов неизбежно возникает ситуация, когда какие-то выборы могут показаться психологу менее достойными. Например, на профконсультации клиент разоткровенничался и начинает обосновывать такие выборы, как криминал и т.д.
Признать, что все выборы равноценны, означало бы отказаться от ориентации на высшие идеалы достоинства и самоуважения, существующие в культуре. Но запретить клиенту даже размышлять о таких выборах означало бы еще больше подогревать его интерес к этим выборам, делать их вдвойне притягательными. Можно было бы манипулятивно переубеждать клиента, опираясь на свой авторитет и обаяние, но через некоторое время клиент может «прозреть» и «разочароваться» в тех вариантах жизненных выборов, которые психолог-консультант когда-то предлагал ему, больше обращаясь не к разуму, а к чувствам или эмоциям клиента.
Проблема состоит в том, как корректно обозначить, назвать недостойные варианты жизненных выборов. В обыденной жизни для обозначения таких вариантов существует своя, часто не очень красивая терминология. Может ли психолог-консультант использовать ее в работе с клиентом? Проблема усугубляется тем, что в самой психологии пока еще не наработаны более мягкие и корректные термины для подобных ситуаций, а ведь для каждой такой ситуации нужны свои, подходящие слова.
Мы считаем, что обсуждать с клиентом нужно все возможные варианты выборов. Это важно для того, чтобы потом у клиента не возникало соблазна уже с кем-то другим обсудить то, что так же реально волнует его воображение (или то, что потом может стать предметом его внимания). При этом важно обсудить все «за» и «против» каждого из этих вариантов. Но само право выбора следует все-таки оставлять клиенту. Единственное, что может сделать психолог-консультант, — это корректно высказать свое мнение или отношение к разным выборам, ни в коем случае не навязывая клиенту своего мнения.
Полная таблица производных показана в шпаргалке на сайте uchim.org. Распечатайте таблицу производных и она поможет вам при решении математических задач.