Данная проблема также является весьма сложной и деликатной. Нередко талантливый ученый имеет сложный характер, поэтому его ученики и последователи должны как-то приспосабливаться, т. е. терпеть выходки своего учителя. Выдающимся людям многое прощается (по крайней мере, со стороны тех, кто добровольно выбрал себе такого учителя). По мере обретения учениками самостоятельности (особенно после написания дипломных и диссертационных работ) может произойти их некоторое отдаление от своего учителя.
Часто учителя не очень-то одобряют это и даже сердятся на своих последователей. Ученики иногда устраивают скандалы, припоминая все мыслимые и немыслимые грехи своего недавнего научного руководителя. К сожалению, примеров подобного поведения не так уж и мало.
Другой гранью проблемы является отношение к учителю, ушедшему из жизни, особенно если это был выдающийся психолог. Нередко его последователи потом долго выясняют отношения, обсуждая, кто лучше понял своего учителя, кто лучше выполняет его заветы и т. п. Итогом таких разбирательств может быть то, что дело учителя превращают в догму и каждая попытка хоть немного продвинуться дальше в научном поиске будет резко осуждаться ревностными последователями. Нередко именно так прекращают свое существование перспективные научные школы.
Все вузы России представлены на сайте vuz.edunetwork.ru. Узнайте, как поступить в российские высшие учебные заведения на бесплатной основе. Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!
|