С помощью схемы можно смоделировать возможные «затраты» за те или иные достижения, а также спрогнозировать те или иные переживания по этому поводу.
Для того чтобы сделать это предметом специального обсуждения с клиентом (или группой клиентов, например, в работе с классом), предлагается примерно следующий порядок использования схемы:
1) дается самая общая инструкция, где обозначается сама идея неизбежной расплаты за те или иные достижения, а также проблема, чем платить и в каком размере;
2) на доске (или на листе бумаги) рисуется схема «расплаты— достижения»;
3) само освоение схемы осуществляется на примере нескольких несложных житейских задач-ситуаций. При этом: сначала зачитывается задача-ситуация; затем вместе с клиентом (или с группой) обсуждаются условно-объективные и условно-субъективные представления о «цене» за конкретное достижение, естественно, все это отмечается на схеме; на заключительном этапе можно предложить клиентам самим придумать сложные житейские ситуации, предполагающие нравственный выбор, и самим предложить вариант их оценки с помощью данной схемы.