Водитель-частник может рассуждать примерно так: «Эх, дешево беру. Бензин дорожает, запчасти дорогие, по ночам ездить становится все опаснее...» (субъективная оценка — низкая). «Правда, что с этих студентов возьмешь — у них ветер в кармане гуляет...» (объективная оценка — высокая).
Схема позволяет также спрогнозировать возможное непонимание между всеми участниками ситуации. Этот прогноз выстраивается с помощью перпендикуляра, опущенного от позиции каждого участника усредненную диагональ схемы (усредненная диагональ — это условный показатель соответствия объективных и субъективных оценок, т.е. показатель «взаимопонимания»).
Недовольство каждого из участников ситуации определяется, во-первых, тем, насколько его позиция далека от этой усредненной диагонали (по принципу: если заплатишь больше положенного, то почувствуешь себя болваном, если меньше — будет стыдно...), а во-вторых, тем, насколько позиции участников вообще далеки друг от друга.
В нашем примере больше всего совесть мучает частника (самая большая величина перпендикуляра), а меньше всего девушка (перпендикуляр практически отсутствует, для нее все «нормально»).