10.05.12 Статьи » Публикации » Позиции участников ситуации при списывании на экзамене
Позиции участников этой задачи-ситуации позволяют ориентировочно оценить их внутренние переживания по поводу списывания. Удивительно, но меньше всех переживает сам молодой человек. Возможно, такое более спокойное (и прагматичное) отношение к ситуации и позволяет ему более успешно сдать экзамен. Хорошо это или плохо — другой вопрос (на самом деле — мерзость порядочная), а для нас важно оценить, насколько отражает эта схема реалии жизни.
Само расстояние между позициями участников задачи-ситуации позволяет ориентировочно спрогнозировать степень возможного «непонимания» между ними. Опять же удивительно, что самое большое непонимание между присматривающим за поступающими экзаменатором и другом списывающего молодого человека. Быть может, то, что более честный товарищ в результате так и не поступает в престижный ВУЗ (не захотел списывать или не смог...), — это и есть следствие такого «непонимания»...
Предложенная интерпретация возможных оценок (позиций) участников данной ситуации может вызвать справедливые возражения клиентов, при работе с которыми используется данная схема анализа. Как и другие подобные методики, данная схема и рассматриваемые с ее помощью задачи-ситуации являются лишь исходным материалом, опорой для совместного рассмотрения ценностно-нравственнь1Х проблем. А главный смысл использования этих процедур состоит в том, чтобы вместе с клиентами ориентировочно определить целесообразность возможных «затрат» для достижения тех или иных «целей».
Достоинство предлагаемой схемы в том, что она позволяет ориентировочно оценить степень возможных переживаний (из-за рассогласованности объективных и субъективных представлений о «цене» за определенные «достижения»), а также спрогнозировать возможные изменения в отношениях с близкими людьми (с друзьями, родителями, любимыми), где само ухудшение таких отношений также может рассматриваться в качестве своеобразной «расплаты» за «успех». Заметим, что именно близкие люди наиболее болезненно реагируют на наши успехи (или неуспехи). Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!
|