В настоящее время скандалы вокруг ЕГЭ особо актуальны в нашей стране, так как до начала основной сдачи осталось совсем чуть-чуть.
ЕГЭ: плюсы и минусы
Определяя, будет ли жить тестовая форма аттестации, или нет, нужно рассматривать все стороны. Безусловно, для школьников в ЕГЭ есть много плюсов. Например, то, что все задания, кроме третьей части, проверяются автоматизированной системой. А значит, что полностью исключается возможность занижения баллов из-за предвзятого отношения учителей. Впрочем, и за третью часть тоже можно не волноваться, потому что с этого года проверяться работа будет двумя экспертами независимо друг от друга. К тому же проверяющие не будут знать ни чья это работа, ни из какой школы написавший ее.
Еще одним плюсом ЕГЭ является то, что он охватывает полностью весь пройденный школьный курс, а не последний учебный год. Это позволит ученикам лучше готовиться к выпускным экзаменам, начиная со средней школы. Ведь как у нас сейчас в школах: готовиться начинают хорошо если в выпускном классе, а то бывают такие ученики, что за неделю до сдачи садятся за учебники.
Видимо, школьники никак не могут адекватно оценить все последствия несдачи госэкзаменов. Ведь при неудаче у ученика есть лишь одна попытка пересдачи. Если и она не увенчается успехом, то школьный аттестат выпускник не получит, ему выдадут лишь справку об окончании школы. И получается, что в высшие учебные заведения без аттестата двери тоже закрыты. Придется ждать целый год и начинать все сначала.
Отсюда можно выделить первый минус ЕГЭ – его обязательность. Было бы лучше, если школьники имели возможность выбирать форму экзамена – тесты, или традиционный. Ведь кому-то проще вести диалог с учителем, отвечая на билет, а кто-то очень стеснительный и ему лучше тихонько писать тест.
Часто звучит фраза, что ЕГЭ не позволяет выявить талантливого ученика, раскрыть его творческий потенциал. Пожалуй, с этим можно согласиться. Например, отвечая на билет, школьник может продемонстрировать свою хорошо поставленную речь, отсутствие слов-паразитов, умение правильно ставить ударения в словах. В ЕГЭ такая возможность исчезает. Взять хотя бы третью часть по русскому языку. Слова-паразиты, после написания черновика, удаляются, умеет ли вести диалог – тоже не понятно. Скорее всего, ЕГЭ по гуманитарным наукам все же неприемлемо. На листке можно хорошо написать текст, выразить свою мысль, а вот при живом общении школьник может и не связать двух слов.
А вот в точных науках тесты вполне могут «обжиться». Ведь там не может быть несколько вариантов ответов – на конкретную задачу конкретный ответ. Хотя свои нюансы тоже присутствуют. Например, с начальных классов учителя математики твердят нам, что в задачи главное не ответ, а ход решения. Если посмотреть ЕГЭ по математике, то можно заметить, что почти во всех заданиях нужно проставить только верный ответ.
Получается, что госэкзамен противоречит школьным законам, что так отчаянно и пытаются доказать большая часть учителей и родителей. Впрочем, как показывают исследования, несогласных с подобной формой аттестации почти совпадает по количеству человек, кто выступает «за» экзамен, а значит можно сделать выводы, что у экзамена шансы выжить есть. К тому же министерство образования каждый год вводит изменения, совершенствует свое «детище», так что остается только надеется, что когда-то они доведут ЕГЭ до идеала.