Существует зависимость успешности разных видов профессиональной деятельности от определенной психологической и педагогической компетентности специалистов, ее осуществляющих.
Эта компетентность включает общую и профессиональную составляющие: общую — одинаковую для всех профессионалов, а профессиональную — конкретизированную к профессии и даже специальности.
При решении вопроса о необходимости улучшения специалистом своей профессионально-педагогической подготовленности в процессе работы и ее организации в трудовой организации следует учесть, что:
• большинство персонала (особенно рядовые сотрудники, которым такая подготовка по роду работы все же нужна) не получило ее ранее;
• определенная часть сотрудников получила слабую общую педагогическую подготовку или (из-за краткости изучения и по другим причинам) забыла почти все, что изучала;
• нужна заостренная специализация педагогической компетентности в связи с особенностями осуществляемой деятельности и перемещениями по службе (назначенным впервые руководителям нужна, например, хорошая подготовка по социальной педагогике, педагогике управления, труда, работы с коллективом, индивидуальной работы);
• обнаружившиеся в работе организации недостатки, связанные с вопросами воспитанности, образованности, обученности, развитости персонала, уровня развитости коллектива, работы с новичками, слабой работы руководителей нижнего и среднего звена со своими сотрудниками и др., нуждаются в улучшении его и общей, и профессиональной педагогической подготовленности.