В организациях в последние десятилетия активно занимаются так называемым духовным обогащением труда работников, чтобы сделать его для них более интересным и развивающим, повысить благоприятное отношение к организации, ее целям и руководству, преданность ей и творческое участие в повышении ее успехов, привлечь и удерживать наиболее ценных из них.
Труд, его организация, организационные условия, управление, производственные отношения, средства, способы, технологии, продукт, оценка его качества обнаруживают особенности поведения работника и как организационного человека. Это:
• отношение работника к сущности труда в организации, созданным организационным условиям, трудовым отношениям, нормам, обеспечению, критериям оценки труда, управлению (менеджментом) организации, существующему организационному порядку и его стабильности;
• понимание производственного процесса в организации и своего места в нем;
• знание всех элементов и профессиональных тонкостей своего труда и личная возможность (профессиональная образованность, обученность, развитость, опыт) осуществлять его эффективно;
• занимаемая должностная позиция — знание, понимание и отношение к своим трудовым задачам, обязанностям, возможностям, правам, ответственности, критериям оценки эффективности труда;
• знание всех требований к своей работе и степень реальной психологической включенности в их выполнение и проявление инициативы, самоотдачи для увеличения производительности и качества труда;
• построение трудовых взаимоотношений и взаимодействия с другими работниками, подразделениями и руководителем, связанное с личным их восприятием, оценкой, отношением к себе.