Ориентация деятельности и поведения педагога на людей, на взаимопонимание, хорошие взаимоотношения, сотрудничество. Важна прежде всего занимаемая личностная позиция по отношению к людям. Если всем руководителям, менеджерам, старшим в управлении надо стремиться почаще занимать позицию не «над» людьми, не «под», а «на равных», то для решения педагогических задач последняя нужна втройне: силой таких задач не решить, а гарантия побочных негативных результатов обеспечена. Неизменная позиция педагога — позиция старшего товарища, искренне и открыто желающего помочь людям в самосовершенствовании, учебе, подготовке к жизни, трудовой деятельности и преодолению возникающих трудностей.
Надо исходить во взаимоотношениях с людьми из презумпции их как личностей с достоинствами и, возможно, какими-то недостатками, но недопустимо изначально считать их лентяями, бездарями, обманщиками, безнравственными. Последнее сразу задает такие взаимоотношения, от которых педагогического толка не будет.
Интересные данные получил в своих исследованиях известный психолог Леонтьев. Он установил, что педагог невольно, неосознанно, по-разному относится к студентам, которых считает «хорошими» и «плохими», что затрудняет педагогически целесообразные взаимоотношения.
Так, педагог часто:
• дает «плохому» меньше времени на подготовку ответа, чем «хорошему»;
• если услышит неверный ответ «плохого», не повторяет вопроса, не предлагает подсказки, что делает, когда ошибается «хороший»;
• чаще, придирчивее и энергичнее критикует «плохого» за неверный или неточный ответ, а «хорошего» только ласково журит;
• реже и сдержаннее хвалит «плохого» за правильный ответ и восторгается при таком ответе «хорошего»;
• реже улыбается в контактах с «плохим», не смотрит ему в глаза в противоположность разговора с «хорошим».
Взаимоотношения в школе целесообразно строить без предубеждений и «навешивания ярлыков» на людей, с авансированием доверия, выражением интереса и удовольствия от работы с ними, веры в успех, поиском взаимного согласия при противоречиях, а не «затыканием рта». Следует гасить у себя негативные установки в отношении отдельных лиц (если они есть, но с людьми надо работать), возможные дефекты социально-психологического восприятия (первого впечатления, ореола, инерции мнения и др.), скороспелые и мало обоснованные оценки. Необходимо работать со всеми, не упуская никого: с «сильными», «слабыми», «середнячками», стремясь к выстраиванию педагогически целесообразных отношений с каждым. Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!
|