Сейчас Германия находится среди лидеров в среднем образовании, но так было не всегда. Например, в 2000 г. немецкие школьники показали неожиданно низкие знания, и это было воспринято как национальная катастрофа. Как улучшить образование обсуждали на всех уровнях, были проведены дополнительные исследования, которые засвидетельствовали: независимо от способностей учеников, наихудшие результаты показали дети эмигрантов, а также дети из семей с низким доходом и социальным статусом.
Немцы совершили неотложные меры. И если в 2000 г. средний балл немецких школьников был 484 из 1000, то в 2009 г. он достиг 510, а в естественных науках - 520 баллов. Такой значительный скачок получился, прежде всего, за счет сокращения разрыва между хорошо и слабо подготовленными детьми.
Как видим, международный рейтинг PISA страны используют как инструмент, с помощью которого можно судить о качестве работы Министерства образования. Такой независимый внешний аудит, который подсказывает, не зря министерство ест народный хлеб... Многие жители Земли теперь желают изучать немецкий.
Журнал FOCUS опубликовал мнения немецких специалистов о том, какие недостатки они видят в сегодняшней образовательной системе Германии.
Вся проблема в федеральной системе
Клаус Кинкель, бывший Министр иностранных дел:
- Федеральная система образования в нынешнем виде является настоящим тормозом в борьбе за более эффективную школу. Особенно запрет на сотрудничество между федеральным центром и отдельными землями мешает конструктивному партнерству в области образования. Следует отменить этот порядок, чтобы образовательная политика могла двигаться вперед.
Вопросы образования должны по-прежнему решаться на локальном уровне, но федеральное правительство должно иметь возможность помогать там, где земли не могут реализовать какие-то проекты даже из-за недостатка финансовых средств.