Самообразование — это довольно позднее в онтогенетическом плане новообразование личности, которое связано со стремлением к удовлетворению потребности в самоактуализации.
Это специфическая сознательная деятельность человека, благодаря которой появляется возможность более полной реализации себя как личности. В современном мире умение идти в ногу со временем, организовать себя крайне важно, и профессиональное самообразование так же должно входить в данную систему, как ее неотъемлемая часть.
В процессе самообразования, используя в том числе гуманитарные технологии, человек не только углубляет свои профессиональные знания, умения, навыки, но и расширяет общий кругозор, приобщается к чему-то новому, формирует новый тип мышления, вследствие чего появляются новые интересы и увлечения, рождаются неординарные идеи, оттачивается креативность и творческие способности. При этом, уровень профессионального мастерства всегда находится в эффективном динамизме, поскольку мотивы к самостоятельному получению знаний всегда высоки, осознаны и интенсивны.
Поэтому, личность, занимающаяся постоянным самообразованием — это растущий в профессиональном и общекультурном плане человек, которого вряд ли можно будет обвинить в авторитаризме, стереотипности мышления или излишней приверженности традиционного подхода в работе, ведь образование — это постоянное развитие, которое не может стоять на месте и жить прошлым.