К самым мощным педагогическим факторам относят ученичество у мастера, т. е. участие ученика в собственных работах выдающегося ученого.
С сожалением отмечено, что в условиях массовости образования индивидуальная работа со студентами возможна лишь на старших курсах, в магистратуре и в аспирантуре. В школе же способен помочь разве только репетитор по математике. К тому же только один из ста учеников высшей школы в дальнейшем становится профессиональным научным исследователем.
Проблемы образования начала прошлого века перешли и в нынешний век: в школах главным образом используются экстенсивные методы групповых занятий, ввиду все той же нехватки средств — финансовых, кадровых, организационных. «Конечно, — признается Чаянов, — никакая школа не может дать человеку профессиональных навыков и сделать его мастером какого-либо ремесла. Но столь же несомненно, что она может сильно помочь ему в этом деле».
«Ремесленное ученичество у мастера, совместная борьба с материалом за обладание истиной, выполнение инструкций первоклассного исследователя, наблюдение за его работой, беседы в лабораториях и кабинетах, иногда лекции и краткие специальные курсы и надо всем этим дух. психология лабораторной корпорации — вот заключительное звено высшего образования ученого. Не многим может оно быть дано, но ведь и не многие и могут быть учеными!»
Я бы сказала, что проблема воспитания молодого исследователя и ученого непреходяще актуальна, ведь социально-культурная жизнь человека постоянно порождает новые конкретные ситуации и задачи, которые необходимо решать. Беды сегодняшнего дня не в последнюю очередь связаны с информационным взрывом и потребительским отношением к информации.
Считается, что нормально развивающиеся дети — замечательные и пытливые исследователи, однако живой интерес к окружающему миру, казалось бы, неиссякающий поток вопросов у многих угасает к высшей школе, а к старшим курсам и вовсе наблюдается регресс интереса. Первокурсники поначалу ходят как ошарашенные под давлением массива информации, а потом ловко приспосабливаются ее механически потреблять и быстренько забывать. «Вы это проходили?» — «Да, мимо!»