На мой взгляд, самое важное в налаживании контакта между учителем и учеником — это способность обоих владеть творческими состояниями наивности и простоты. В основе любого типа общения лежит доверительность между собеседниками, чего невозможно достичь без освобождения от пут постоянно будоражащих человека мыслей и чувств, от груза затянувшегося переживания уже совершившихся событий, от привычек характера и проторенных дорожек мышления.
В состоянии простоты ум приобретает способность восприимчивости к новому, способность удивляться и заряжаться творческими энергиями учителя-мыслителя. Стоит только отличать наивность дурака от наивности мудреца. Опытный собеседник никогда не будет давать оценку своему партнеру и предпринимать активные действия, пока не будет обладать достаточной для этого информацией. И непредвзятость суждения начинается с простоты восприятия.
Мне доводится проводить занятия с разными студентами. Могу сказать, что большего продвижения в развитии когнитивных способностей за время чтения курса достигают учащиеся технических вузов во многом благодаря культивируемой дисциплинированности ума, желанию гуманитарных познаний и простоте в общении. Взять, к примеру, магнитный сепаратор лабораторный и задать напутствующие вопросы разделения продуктов по магнитным признакам. И это несмотря на то, что многие из них косноязычны и испытывают затруднение в выражении своей мысли.
Среди студентов-философов добиться обстановки рабочего комфорта и простоты часто бывает возможно только на экзамене: в условиях экстремального напряжения «сбивается» спесь, самомнение, шутовство и вдруг вспоминается, «зачем ты пришел в вуз». Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!
|