Стоит учитывать, что темп развития психики носит индивидуальный характер, в силу чего разные одаренные дети, в процессе своего развития, в разные сроки достигают психического состояния, характерного для наличия высоких способностей и необходимого для их проявления.
Дело даже не в особенностях анатомии человека. И совсем не обязательно, что в будущем наиболее высоких достижений обязательно добьются те талантливые ребята, у которых раньше других стали проявляться их незаурядные способности. Игнорирование этого правила, как и отказ от многостороннего рассмотрения поведения детей, может помешать выявить одаренного ребенка, которому необходимо уделять повышенное внимание для содействия развитию его таланта.
Однако, несмотря на то, что развитие одаренности у детей носит индивидуальный характер, существует принцип, согласно которому таланты в искусстве, как правило, начинают проявляться раньше, чем способности, связанные с логическим мышлением. Это объясняется необходимостью наличия большего жизненного опыта для формирования способностей, лежащих в основе изучения естественных наук.
Тем не менее и в деятельности, обеспечивающейся понятийно-логическим уровнем интеллектуальной сферы психики, случается, что незаурядные способности начинают проявляться в непривычно раннее для этого время. Примером тому служат Паскаль, Лейбниц, Гаусс и ряд других ученых естественнонаучных дисциплин.
Но в любом случае подобная одаренность, ярко выраженная уже в самые ранние годы, предполагает не меньшего внимания и усилия по воспитанию ребенка со стороны взрослых людей, чем при наличии скрытых способностей, для развития у того в полной мере всего имеющегося потенциала.