С этими вопросами мы обратились к учителям:
1. Какие книги кроме учебника вы используете при подготовке к уроку?
2. Используете ли вы параллельные учебники?
3. Используете ли вы учебники высшей школы (систематически или иногда)?
Анализ ответов показал следующее.
На первый вопрос все учителя ответили, что при подготовке к уроку читают в основном научно-популярную и методическую литературу, методические журналы, методические разработки, пособия для учителей, методику решения задач; многие пользуются сборниками конкурсных задач. Параллельными учебниками преподаватели пользуются редко (естественно — их ведь нет в продаже), но используют учебники прошлых лет (у кого они сохранились).
На последний вопрос — об учебниках высшей школы — ответ был отрицательный. Лишь несколько опрошенных учителей пользуются учебниками высшей школы при подготовке уроков в старших классах. Некоторые учителя пользуются пособиями для поступающих а вузы. Но последние не являются учебными пособиями для высшей школы; пособие для поступающих в вузы — это сокращенный повторительный школьный курс.
Таким образом, надо констатировать, что основная литература учителя при подготовке к уроку — методическая.
Отсутствие специальной научной литературы, учебников высшей школы в списке книг для подготовки к уроку неслучайно. У многих педагогов сложилось мнение, что институт дает достаточную теоретическую подготовку и все трудности обусловлены лишь недостаточным знанием педагогической и методической литературы, нехваткой опыта у молодого учителя. Это глубокое заблуждение.
Уроки часто бывают тусклыми, малоэффективными, не достигают цели не только и не столько потому, что у начинающего учителя нет опыта и он не владеет методикой обучения, а потому, что он недостаточно знает ту научную область, которую преподает, не увлечен ею. Во всяком случае, он не так глубоко знает предмет, чтобы говорить просто о сложном. В подобном случае никакие новые методы не спасут.
Сущностные, фактические ошибки учителя сведут на нет такие достоинства урока, как контакт с классом и эффективные методы обучения. Ведь учитель должен учить истинному знанию. Педагог, который слабо знает курс и не занимается самообразованием, никогда хорошим наставником молодежи не будет.