Рассмотрим взаимодействие нетворческого учителя с хорошим учебником. Такой учитель всецело следует за учебником, который для него является сценарием процесса обучения на уроке. От себя он добавляет лишь некоторые примеры, иногда факты из истории науки, задания. Нетворческий учитель, как правило, строго придерживается того аппарата, который имеется в хорошем учебнике.
Надо сказать, что хороший учебник развивает самого учителя. Он начинает лучше понимать свою научную область, осознавать (и это очень важно), что он раньше не так понимал и над чем ему нужно поработать, к какой литературе обратиться. Конечно, не один или даже несколько учебников лежат в основе развития учителя, но учебник имеет для совершенствования педагогического мастерства существенное значение.
Ясно, что самый тяжелый случай — это взаимодействие нетворческого учителя и малодоступного учебника. Подобное явление мы имели в семидесятые — восьмидесятые годы, когда перешли на новое, единое содержание образования. Многие учебники писали крупные ученые, стремясь отразить современный уровень науки и реализуя научность без доступности.
Всеобщее обязательное среднее образование потребовало огромный корпус учителей, а в педагогические институты в силу ряда социальных причин шли не самые заинтересованные в педагогической деятельности люди, часто с ограниченными познавательными интересами. Школа же, реализуя принцип обязательного всеобщего среднего образования на основе массового повышения успеваемости, стала выталкивать из своих рядов творческих учителей. Вот и создалась ситуация взаимодействия нетворческого учителя и малодоступного учебника. Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!
|