В принципе учитель может даже создать свой оригинальный учебник под действующую программу. В подобных ситуациях он одновременно выступает в нескольких ролях: автора, экспериментатора, проверяющего учебник, и педагога, реализующего процесс обучения.
На конкурс, проходивший в 1987—1988 годах, были присланы учебники по географии, физике, написанные учителями; они получили призовые места. Но такое все-таки бывает редко. И не потому, что среди учителей мало людей, способных создать свои учебники. Ведь творческий учитель в процессе обучения передает всегда свое личное понимание научного материала, строит собственную систему из имеющихся в разных пособиях задач, подбирает свои примеры.
Проблема состоит в том, что если учитель работает по «своему» учебнику, которого у школьников нет, то ему приходится все время читать им лекции, а учащиеся должны их записывать. Все урочное время уходит на запись теории и условий задач. Иначе как ученики дома повторят материал и выполнят задания?
Несомненно, что если постоянно загружать уроки диктовкой большого объема материала (а в старших классах он действительно большой), то не остается времени на разнообразные виды познавательной деятельности на уроках, на обучение школьников целостному длительному рассказу.
Практика образования в Чехии показывает, что учителя создают свои дидактические материалы, которые имеют, по их мнению, очень большое значение, например, пособие с листами опорных сигналов.
Речь идет фактически о новом учебнике, в котором кодируются крупные блоки учебного материала; этим сокращается время его изучения. Но содержание образования нельзя передать полноценно без вербального формирования понятий, теоретических положений, мировоззренческих представлений, методологических и историко-научных знаний в единстве с определенной деятельностью.