Задачи в учебных предметах по основам наук выполняют разнообразные дидактические функции. Это и важнейшее средство осознанного усвоения теоретических знаний путем конкретизации их, и дидактический материал для самостоятельной работы учащихся с учетом контроля и самоконтроля, и средство для индивидуализации обучения, групповой и коллективной работы. Задачи применяются для развития научного и творческого мышления учащихся, служат для формирования умений и навыков, для воспитания волевых качеств школьников. На практике одна задача реализует одновременно несколько функций.
После параграфа необходимы задачи, обязательно выполняющие, по крайней мере, одну функцию: они помогают понять главное и конкретизируют теоретические положения. Это задачи: раскрывающие смысл понятий, явлений, законов с учетом психологических трудностей их восприятия; направленные на применение знаний по образцу и в измененных ситуациях с учетом связи научных знаний с жизнью; специально связывающие новый материал со старым; могущие служить источником новой предметной информации, нужной для последующего изучения программного материала. Последние необязательны, но желательны. Задачи, реализующие прочие функции, учитель может брать из задачников или других дидактических материалов.
Учебник и творчество учителя
О творческом восприятии учителем программы мы уже сказали. В какой степени учебник является для преподавателя нормативным документом? Что он меняет, развивает в действующем учебнике по основам наук, не заменяя автора учебника?
Из диплома по восстановлению фразовой речи, педагогической практики и ответов на вопросы анкеты, связанные с отношением учителей к программе и учебнику, мы сделали определенные выводы. Преподаватели обычно ничего не исключают из программы, а добавляют к ней и к учебнику в первую очередь вопросы истории науки, практического применения науки, краеведческий материал.
Учителя меняют по сравнению с программой и учебником практические работы, добавляют и изменяют примеры, конкретизирующие явления. Они могут показывать другие опыты и иллюстрации, делать свои рисунки. И, конечно же, учителя меняют стиль изложения, и не только потому, что есть разница между письменной речью и устной. В изложении учителя гораздо сильнее проявляется эмоциональное отношение к излагаемому материалу (если оно есть), чем в конспективном письменном тексте.
Источник: http://www.webkursovik.ru Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!
|