Речь идет об одной очень важной составляющей учебника — о его логическом аспекте. Именно от этого в значительной степени зависит понимание, качество усвоения школьниками учебного материала.
Недаром большинство учителей на вопрос «Каким должен быть учебник, чтобы вы считали его доступным?» ответили «Логичным».
Затруднения школьников обусловлены организацией учебного материала в учебнике в той степени, в какой она влияет на осознанное, целостное и системное усвоение знаний. Структура учебника помогает или затрудняет выделить целое и части, увидеть, что с чем и как связано, осуществить самоконтроль, быстро ориентироваться при работе с учебником, объединяя с ним учебный материал пособий и книг для учащихся.
Как обстоит дело с организацией материала в учебниках?
Нами были подвергнуты дидактическому анализу двенадцать действующих учебников (пять по физике, четыре по химии, два по общей биологии, один по астрономии), шесть пробных учебников (три по физике, один по астрономии, два по общей биологии) и учебное пособие по химии для вечерних (сменных) школ в двух частях.
Во всех пробных учебниках и в учебном пособии по химии организация учебного материала более рациональная, чем в действующих. Структура последних не способствует целостному системному усвоению курса. Это сказывается на качестве усвоения отдельных знаний.
Исключение составляет учебник «Органическая химия-10», структура которого позволяет увидеть принцип развертывания всего курса, его отдельных частей и связи между ними.