Несмотря на различие учебников по методике изложения их построению должно быть присуще и нечто общее, что влияет на доступность. Об этом и пойдет речь. Сравним два учебника по общей биологии — стабильный и пробный.
В действующем учебнике принцип, определяющий последовательность изложения, не раскрыт. Фактическая последовательность изложения материала показывает, что она основывается в целом на истории развития научного биологического знания, на учете межпредметных связей. Вначале изучается эволюционное учение, а затем основы цитологии и основы генетики.
Во введении к пробному учебнику по общей биологии выделен принцип, который положен в основу его предметной структуры, — это уровни организации жизни: клетка, организм, вид (сообщество организмов), биоценоз (сообщество видов), биосфера (высший уровень организации жизни). То есть учебник строится на основе усложнения объекта.
Кстати сказать, такой же принцип положен в основу учебника органической химии. Принцип структурирования учебника на основе усложнения объекта дает большие возможности для целостного отражения и восприятия научного знания.
Однако возникают следующие проблемы: структура пробного учебника по биологии недостаточно согласована с программой по органической химии. Надо сказать и о том, что более простой объект науки не означает более легкое восприятие его учащимися. Другими словами, логика науки и логика учебного предмета могут входить в противоречие друг с другом.
Если отсутствие необходимых знаний из других предметов не является главным препятствием для построения учебного курса в логике науки (так, в пробном учебнике по общей биологии даны необходимые знания из органической химии), то гораздо сложнее вопрос о самом простом объекте в науке и в обучении. Это влияет на последовательность изучения. Например, элементарные частицы проще, чем молекулы, однако вначале вполне обоснованно изучаются молекулы.
Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!
|