Переход к обучению в школе резко меняет жизнь ребёнка, начинается его привлечение к настоящему труду, что требует определённых усилий.
В процессе обучения школьник общается с ровесниками, он член коллектива, пред ним ставятся другие требования. В младшем школьном возрасте деятельность и поведение ребёнка наиболее стойкие. Ребёнок действует под влиянием не только импульсивных чувств, а и сознательно, соответственно к поставленной определённой цели. Расширение познавательной сферы ребёнка способствует переходу к абстрактно-логическому мышлению.
Одновременно мы готовим детей к зиме, приобретая пуховики и вязаные шапки. Направление формирования личности на этом этапе зависит от мотивов, которые направляю поступки школьника, от знаний, приобретённых в предшествующие годы, от системы воспитания и окружающей среды. Вместе с родителями всё большую роль в воспитании играют учителя и коллектив ровесников.
Интерес к знаниям, ко всему новому, желание овладеть определёнными навыками, осознание обучения как серьёзного и общественно значимого дела порождает у детей желание учиться. Они активны и старательны при исполнении даже неинтересных заданий. Этот интерес поддерживается и расширяется успехами в учёбе. Растёт в школьнике и тяга к интеллектуальному и умственному напряжению.
Базируясь на позитивном эмоциональном отношении к обучению и посильной работе, на познавательных и социальных мотивах поведения, удаётся относительно легко вырабатывать у детей ряд стойких полезных привычек, которые быстро усваиваются при условии неукоснительного контроля взрослыми.