Мы бы хотели остановиться на некоторых вопросах, которые, как показывает опыт, обычно задаются при изучении курса рационального чтения. Часто спрашивают: одно ли и то же — рациональное и быстрое чтение? Мы отвечаем: обычный читатель не может изменять скорость своего чтения. В среднем она составляет от 100 до 300—400 слов в минуту. Рациональный же читатель учится тому, чтобы расширить диапазон скоростей своего чтения от 100 до 700—1000 слов в минуту, что позволит ему сделать свое чтение более подвижным, т. е. выбрать такую скорость чтения, которая бы оптимально соответствовала цели чтения и характеру читаемого материала.
Трудные тексты или тексты, которые должны быть изучены основательно, например юридические документы, произведения классиков, специальные тексты будут читаться относительно медленно. Слишком высокая скорость чтения привела бы в данном случае к поверхностному восприятию текста. Такое чтение было бы нерациональным.
Многие же тексты не представляют трудности для понимания, содержат избыток информации (уже известную информацию) или не требуют глубокого изучения. Подобный материал тоже нужно читать рационально, т. е. с относительно высокой скоростью.
Обычный читатель, обладающий сравнительно низкой скоростью чтения, в данном случае теряет много времени и вследствие этого читает нерационально. Рациональный же читатель может сэкономить время. Другими словами, рациональное чтение — это как быстрое, так и медленное чтение. Решающим здесь является сообщение процессу чтения большой подвижности (избранная скорость чтения должна соответствовать цели чтения и характеру читаемого текста). Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!
|