10.01.14 Статьи » Образование » Можно ли считать просматривание текстов очень быстрым чтением?
Метод рационального просматривания текстов основывается на научных знаниях и исследованиях этого процесса, является сознательным применением его закономерностей и позволяет рационально использовать умственные возможности читателя. Умение научно сочетать рациональное чтение с методом просматривания текстов позволяет в максимальной степени осуществить принцип экономии времени в процессе чтения, повысить скорость чтения и степень понимания содержания читаемого материала. Овладение методом просматривания текстов и его сознательное сочетание с рациональным чтением не только является важнейшим признаком подготовленного читателя, но и представляет собой высшую ступень рационального чтения.
В зависимости от скорости мы можем либо просто чувственно воспринимать (видеть) слова (степень понимания приближается к нулю), либо, при небольших скоростях, понимать лишь отдельные места текста. Следовательно, решающий признак рационального чтения, а именно глубокое понимание содержания прочитанного, отсутствует при методе просматривания текстов.
Процесс просматривания текста нельзя противопоставить собственно чтению, как нечто чуждое ему по своей сути, поскольку он бесспорно содержит элементы чтения. Однако этот процесс не может рассматриваться как форма чтения в полном смысле этого слова. Утверждение, что метод просматривания текстов есть форма чтения, является неправильным не только с точки зрения теории познания, но и с педагогической точки зрения. Оно прельщает ложным в корне предположением, будто рациональное просматривание текста представляет собой очень быстрое чтение или наивысшую форму рационального чтения. Но именно этого и нет в действительности!
Рациональное проглядывание является не быстрым чтением, а всего лишь просмотром. Поэтому его функция отличается от целей, стоящих перед чтением. В то время как чтение служит для глубокого понимания всего прочитанного материала, просматривание текстов дает нам возможность получить лишь самое общее представление о содержании текста или выделить некоторые самые существенные его мысли.
Попытка отождествить просмотр текстов с быстрым чтением приводит лишь к поверхностному восприятию материала. Однако если сознательно и на научной основе объединить методы рационального чтения и просматривания текстов в соответствии с их различными функциями, то это будет безусловно способствовать развитию умения быстро и основательно читать и повышению общего уровня эффективности чтения. Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!
|