- Может ли мораль стать продуктом массового производства?
Все, кто впервые попадают в кампус HBS, поражаются его размахом. Если же принять во внимание, что на одном курсе MBA учится более 900 студентов, можно предположить: здесь пытаются сделать что-то масштабное.
Зато понятие «морали» у большинства людей ассоциируется с выбором, который делают отдельные индивиды, исходя из своего понимания добра и зла. Поэтому, соединяя два, казалось бы несовместимые понятия «масштабность» и «индивидуальность», эксперты пытались выразить суть концепции «голосового молчания». Ее цель - выработать результат, который оставался бы в пределах приемлемого, одновременно учитывая разнообразный опыт отдельных людей.
- В действительности «очень немногим организациям удалось создать набор настолько взвешенных и последовательных нравственных позиций, как здесь. Более того, мало кто смог последовательно это делать на протяжении почти века». Таким образом, почему именно Гарвардская бизнес-школа добилась успеха в этой сфере?
В целом исследователи изучали функционирование человеческих систем с целью понять, в каких условиях люди склонны демонстрировать максимальную личную эффективность. Насколько успешна в этом плане модель HBS - судить другим. Мы лишь хотели сделать ее предметом детального изучения и начать разговор про «голосовое молчание».
Впрочем, стоит обратить внимание на то, что для успешного воплощения концепции нужны определенные предпосылки. Самое главное: поскольку, как правило, моральная составляющая процесса принятия решений делегируется отдельным индивидам, следует уделять огромное внимание «материалу», который поступает в систему. Чтобы обеспечить преемственность оргкультуры, нужен чрезвычайно жесткий процесс отбора и найма.
Кроме этого, необходима очень тонкая настройка свободы и ограничений. Так, для одних людей молчание может стать освобождением из организационных пут; других же оно собьет с толку или даже парализует.