В наиболее известных в нашей стране работах используются понятия «динамическое чтение», «быстрое чтение». Кроме того, употребляются термины «скорочтение», «эффективное чтение», «скоростное чтение», «ускоренное чтение».
Некоторые зарубежные авторы, например в США, употребляют понятие «интенсивное чтение». Существует, таким образом, преобладающий акцент на скоростных параметрах чтения. Этим, видимо, и объясняется возникновение определенного скептицизма в отношении развивающегося процесса рационализации чтения.
Термины «скорочтение», «ускоренное чтение», «динамическое чтение» отражают в значительной степени процесс работы, ее темп, но не весь комплекс содержания рационального чтения. Термин «рациональное чтение» представляется более приемлемым. Он в большей степени отражает и содержательную и процессуальную сторону методики.
Методика Ф. Лёзера направлена на активизацию мыслительных процессов, развитие памяти, внимания, сосредоточенности. Автор не преувеличивает значения идеи «скорочтения». По его словам, чтение можно считать эффективным и рациональным в том случае, если оно связано с осмысленным восприятием прочитанного.
«Рациональное чтение» включает осознанное применение читателем закономерностей процесса чтения на строго научной основе. Данное определение аналогично по содержанию с тем, которое мы встречаем в работах исследователей: «...под быстрым чтением мы понимаем такое чтение, которое обеспечивает полноценное смысловое усвоение и запоминание считываемой информации»; при чтении «...динамизм, изменение происходит не только и не столько в количественном аспекте, но прежде всего в качественном».