<a href="index.php?dn=article">Статьи</a> » <a href="index.php?dn=article&to=cat&id=16" title="Образование">Образование</a> » Подвижность чтения
Литературный городок
30.03.14 Статьи » Образование » Подвижность чтения

Термин «рациональное чтение» встречается у В. Ф. Вормсбехера и В. А. Кабина, но они считают, что «рациональное чтение — это рациональное использование времени».

Ф. Лёзер, как мы видим, вкладывает в этот термин его изначальное значение (напомним, что рациональный — лат. rationalis — разумный, целесообразный, обоснованный) и подчиняет идее разумной целесообразности все компоненты процесса чтения.

Ф. Лёзер считает необходимым дефинировать такие понятия, как «подвижность чтения» и «степень понимания». Это логически обосновано и находится в полном соответствии с теми критериями, которые автор предъявляет к рациональному чтению, так как для него характерен не только высокий темп, но и понимание прочитанного. Следует отметить, что этот вопрос исследуется также О. А. Кузнецовым и Л. Н. Хромовым. Они подчеркивают необходимость дифференциации этапов понимания при чтении:

а) понимание значения слов и сочетаний;

б) понимание предложений главным образом со стороны выраженных в них логических суждений;

в) понимание фрагментарных текстовых суждений, т. е. более крупных смысловых единиц.

Подвижность чтения тесно связана со степенью понимания. Читатель, владеющий навыками рационального чтения, должен уметь определить темп своей работы в зависимости от уровня трудности текста, для того чтобы максимально понять прочитанное. Рассматривая механизм чтения, автор подчеркивает, что эффективность чтения существенно зависит от уровня интеллектуального развития читателя, так как при чтении слова распознаются благодаря их связям с понятиями, усвоенными читателем прежде.

Сравним у О. А. Кузнецова: «Различие между человеком, читающим быстро, и человеком, читающим медленно, заключается не в скорости движения их глаз, а в характере материала, который воспринимает читающий в момент фиксации. Таким образом, именно эффективность реализации второго этапа — оптимальная обработка принятой информации определяет в конечном итоге скорость чтения».


Все права сохранены  ©  Образовательный портал

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!