С проблемой руководства тесно связана и проблема лидерства.
Понятие "лидер" расшифровывается как "неофициальный руководитель", то есть человек, на мнение которого ориентируются другие члены группы. Лидерство в свою очередь связано с авторитетностью. Авторитет же - это образец, пример для подражания.
Очевидно, преподаватель должен быть одновременно и формальным руководителем, и лидером группы. Психологически возможно деловое лидерство и лидерство эмоциональное.
Чрезвычайно важное значение в проигрывании преподавателем своей роли имеет контекст в социальной макроструктуре.
Рассмотрим юридические ВУЗы Москвы. Действительно, как правило, преподаватель не является первым учителем для определенной группы студентов. Соответственно, студенты встречаются с ним, уже имея свой "образ учителя". Это обусловливает взаимные экспектации (ожидания), они могут подтвердиться, измениться в процессе взаимодействия или привести к разочарованию.
Экспектации эти по своей природе многослойные. Они включают стереотипы роли учителя и ученика, принятые в определенной культуре, т.е. регламентированные нормами данного общества.
Видимо, по поводу экспектаций можно было бы сказать еще очень многое, но пока эти рассуждения будут носить умозрительный характер. Исследования же в этой сфере видятся экспертам так:
- изучение стереотипов "учитель" и "ученик", поиски точек соприкосновения;
- конкретные исследования экспектаций студентов и преподавателей;
- разработка путей предотвращения конфликтов, связанных с нарушением экспектаций, и ликвидации их.