Как частная, так и государственая форма образования имеет свои преимущества и недостатки.
Так, государственное образование основывается на традициях, научных школах, как правило, государственные ВУЗы имеют соответствующую материально-техническую базу, социальную инфраструктуру. Проблема государственного образования - несоответствие структуры экспертной подготовки специалистов рыночному спросу, жесткая привязка к бюджетному финансированию, ограниченность средств, процедуры аккредитации и лицензирования специальностей, необходимость согласований программ, некоторая бюрократизация учебного процесса.
Что касается частных ВУЗов, то они обеспечивают относительно более гибкие формы обучения, в них отсутствуют некоторые формальные ограничения на проведение коммерческой деятельности, касающиеся госвузов. Подобного рода ВУЗы, как правило, быстрее реагируют на текущий рыночный спрос, изменяя учебные планы и вводя новые специализации, у них более гибкая оплата труда, которая позволяет «переманивать» специалистов. На сайте проекта tenderhunter.ru учебные заведения размещают заявки (тендеры) на обучение, подготовку и переподготовку специалистов.
При этом частные вузы работают преимущественно в арендованных помещениях, в них отсутствуют научно-образовательные школы, не хватает педагогических кадров высокой квалификации. Поэтому открытие новых коммерческих вузов влечет предложение некачественных услуг, а иногда - квазиуслуг, которые не только не соответствуют современным потребностям, но и создают негативный имидж отрасли в целом.
Очевидно, что преимущества обеих форм образования являются одновременно факторами повышения их конкурентоспособности, а недостатки, имеющиеся в обоих секторах, сокращают возможности эффективного участия в конкуренции.
Таким образом, теоретический анализ некоторых аспектов конкуренции высшего образования приводит к выводам о том, что конкуренция внутри присуща образовательному рынку; в условиях конкуренции неизбежна постепенная реструктуризация отрасли, слияния и поглощения, выход на рынок неких новых субъектов; создание реальной конкуренции не означает выхода государства из образования.