Почему ты бедный? Потому что глупый. А почему ты глупый? Потому что бедный, - говорят умные люди. Как будет выглядеть мир через несколько лет, через несколько десятилетий, если умение читать и осмысливать прочитанное будет исключительной чертой интеллектуалов? Как сохранить традицию сознательного чтения текстов, которые несут в себе ценность познания?
На телевидении все большее значение приобретает картинка, интернет все чаще предлагает пассивное потребление информации: много пользователей отказываются от вдумчивого ознакомления, их устраивает исключительно визуальный, поверхностный «марафон» в просматриванием снимков, мема, фильмов.
«Сканируя» названия статей в интернет-сервисах, люди только осматривают события и не стремятся понять адресованный им смысл. И было бы ошибкой утешаться тем, что интернет-пользователи книг, газет и журналов читают больше, чем накануне появления всемирной сети. Ведь только небольшая часть «вгрызается» в смысл сообщения, а большинство усваивает исключительно то, что ищет, однако далеко не всегда.
Мы живем в стремительное время, под грузом десятков телеканалов. Я сижу в кресле стоматолога, а над моей головой висит экран с различной рекламой, внизу бежит мерцающая строка с новостями. Кажется, и писать я должен обрывками предложений, всего лишь сигнализируя про новости.
На городской транспортной остановке, в автобусе или в метро смартфон или планшет в руках обеспечивают непрерывный поток новостей, который живет с нами постоянно.
Характерная сцена в транспорте: люди читают газеты, журналы и книги с планшетами и с IPhonе. Десять-пятнадцать или чуть больше минут в дороге на то, чтобы получить сообщения - важные, мимолетные или служебные.
Вот сидят два подростка старшеклассника, без пользы уткнувшись в планшет iPad. Они без разбора, совсем бездумно кликают по иконкам на экране. И это - сегодняшние или будущие адресаты сенсационного «Мы теряем наших читателей не потому, что не пишем для их, а потому, что не обращаемся к ним, и не инвестируем в том, чтобы их понять».
В интернете хорошо прижились мемы, которые получили особую популярность среди подростков. Это попытка контакта с миром, который требует интерпретации фактов. Поколение, которое росло с ноутбуками на коленях, кому родители еще несколько лет назад приобретали доступ в интернет (так как «ребенок учится и выполняет домашние задания»), очень неоднородное.
Но этот мир требует от них все меньше и меньше, и техника становится все менее сложной в пользовании. Найдется ли во всех этих условиях место в будущем для СМИ и журналистов? Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!
|