Читая статьи ученых и журналистов «в теме», невольно склоняешься то на одну, то на другую сторону.
Читаешь пессимистов - и видишь вокруг «стадо», которым легко управлять. Читаешь оптимистов - и вдруг понимаешь, что мир буквально перенасыщен возможностями: только сумей их разглядеть и воспользоваться ими!
Однако правда, как всегда, лежит где-то посередине. На первый взгляд, человечный подход на самом деле «обезличивает», делает всех одинаковыми и рассматривает личностей как статистические единицы. Однако новое устройство позволяет человеку что-то менять и, в случае недовольства нынешним положением, двигаться дальше, меняя профессию практически в любом возрасте.
Одновременно все больше и больше людей вовлекается в творчество, и этот факт несет в себе и определенный терапевтический эффект для общества. Однако за массовым творчеством часто теряется настоящее мастерство, и искусство все больше становится «попсовым». И молодой человек, который пишет диссертации и готовится начать свою профессиональную карьеру, часто теряется перед многообразием проявлений того, что может предложить ему мир.
На пути к становлению новой образовательной системы нам не миновать как положительных этапов развития, так и досадных ошибок. Однако мы все равно будем двигаться дальше. Здесь неуместно вбитый в нашу ментальность постулат «Инициатива наказуема». Наказывается только безынициативность, и, прежде всего, наказаны будут именно безынициативные.
Мы живем во время больших перемен, в то время, когда мы можем увидеть, что наши усилия были ненапрасными. На самом деле это тот случай, когда от каждого студента зависит, каким будет образование будущего.