Наука, постигшая смысл явлений, их причинную обусловленность и взаимосвязь, позволяет представить эти явления как простые, понятные и предсказуемые и дать четко выполнимые практические рекомендации, подобные тем, которые используют опытные специалисты при решении большинства возникающих в их профессиональной деятельности задач.
Еще одна аналогия. Человек, эксплуатирующий автомобиль, может существенно повысить качество управления им и эффективность его использования, если получит хотя бы в основных чертах представление о работе его главных систем.
Каждый автомобилист знает, что полезно представлять, как работает двигатель, что такое зажигание, как влияет на движение автомобиля устройство шин и другие важнейшие механизмы и принципы его работы. При этом, возможно, и не нужно знать, что добавляется в моторное масло, чтобы двигатель надежно и бесшумно работал, но то, что от качества масла существенно зависит эффективность эксплуатации двигателя, по-видимому, знать не помешает.
При какой-то поломке в автомобиле, когда поблизости нет автосервиса или опытного механика, от собственных знаний устройства основных систем может зависеть даже жизнь человека. Именно поэтому настоящие автомобилисты знают устройство хотя бы главных систем своего автомобиля.
Почему же человек, который всю жизнь эксплуатирует свой организм и радикальным образом зависит от его исправности и слаженности, очень часто так мало знает о принципах его работы?
Главный ответ на этот вопрос заключается в том, что часто человека пугают отчасти обоснованно сложившиеся у него
представления о сложности организма. Действительно, если речь идет о детальных механизмах, скажем, о молекулярных или биохимических процессах, участвующих в осуществлении разных функций, то нужно признать, что, наверно, одному человеку сейчас просто не под силу овладеть тем огромным багажом знаний, который накоплен в разных разделах медикобиологических наук.
Так же, как автомобилисту не обязательно знать, например, состав металлов, бензина и масел, чтобы грамотно эксплуатировать машину и эффективно ездить, так и человеку не обязательно знать детально, как, например, обеспечивается передача энергии от питательных веществ к внутриклеточным механизмам ее утилизации. В то же время вполне возможно и даже необходимо знать, откуда энергия берется и на что организм ее тратит, а главное — сколько и в каких условиях.
Ключ для определения наиболее важных систем организма, понимание работы которых необходимо для активной жизнедеятельности, дает теория функциональных систем. Так же, как в автомобиле, каждая из главных систем обеспечивает свой заданный конструктором результат (подачу топлива в нужный момент возникновения искры, передачу движения поршня на коленчатый вал и т. д.), функциональные системы организма обеспечивают потребные ему результаты (заданные генетически, воспитанием, развитием и обучением).
Слаженная работа функциональных систем в целом обеспечивает тот или иной уровень жизнедеятельности в зависимости от того, как функциональные системы настроены. В отличие от автомобиля функциональные системы организма самонастраивающиеся, обучаемые, адаптирующиеся и могут совершенствоваться при рациональной, научно обоснованной эксплуатации.