На протяжении многовекового развития человеческой культуры не только в психологии, но и в обыденном мышлении возникла привычка рассматривать и внешний, и внутренний мир как детерминированные или почти детерминированные миры.
Такое восприятие и отражение в нашем сознании этих миров переходит в глубокое убеждение и наши абстрактные детерминированные понятия становятся «реальностью».
В то же время, в последнее десятилетие даже в экспериментальных исследованиях четко выявлена важная роль неосознаваемых процессов мышления, обучения, переработки информации в мозге. Эти процессы далеки от детерминированного отражения свойств мира и это в значительно большей степени соответствует реальности.
Высказанные соображения о свойствах и работе субсистем А и Б имеют прямое отношение к возможностям творческого интеллекта.
Подчеркнем еще раз, что в практике общения, в своей профессиональной деятельности, в том числе в учебной деятельности, в работе преподавателя существует традиция опираться на наш осознаваемый опыт, который может быть передан от человека к человеку с помощью языковых и формальных средств, книг и т. д.
Этот опыт мы можем сознательно обдумывать, намечать новые задачи и решать их, употребляя для этого известные приемы, методы и средства. При этом остается скрытым огромный по своей информационной мощности запас механизмов, обусловленных неосознаваемой или частично неосознаваемой деятельностью нашего мозга.
Кроме того, кажущийся нам детерминированным и однозначным смысл употребляемых нами в сознательном мышлении понятий может вводить в заблуждение и порождать повторяющиеся ошибки.