В число определяемых биологическими, врожденными уставками входит, по-видимому, и игровая творческая потребность. В пользу такого утверждения говорит, например, факт проявления ее уже у высших животных, а также у младенца с первых дней жизни.
Возможно также, что в той или иной форме является врожденной и задаваемой внутренними уставками потребность в самоутверждении, которая впоследствии выливается в потребность удовлетворения престижа. Не исключено, что есть и другие врожденные потребности, реализующиеся в социальных условиях жизни человека. У животных некоторым их аналогом могут быть стадные инстинкты.
Взаимодействие с внешним миром младенца, затем ребенка, юного и взрослого человека с самого начала и на всем его протяжении в качестве важнейшего фактора включает компоненты социального общения с людьми ближайшего окружения, с многими другими людьми, с институтами, созданными человеком для удовлетворения его потребностей.
Это взаимодействие также с самого начала и на всем его протяжении погружено и включено в ту культурную среду со всеми ее свойствами, стереотипами, условиями и условностями, в которой развивается и живет человек.
Человек развивается
в условиях многовековых традиций. Эти традиции выражаются в укладе жизни, в признаваемых незыблемыми ее устоях, в привычках и стереотипах поведения, здравом смысле и мудрости. Все эти довлеющие со стороны среды правила и ограничения сочетаются в развитии человека с его успехами и неудачами на разных уровнях удовлетворения его глубоких потребностей или, наоборот, их подавления.
В процессе развития начиная с младенческого возраста у человека формируются более или менее устойчивые структуры вторичных потребностей в субсистеме А. На основе иерархических структур памяти субсистемы А создается дерево, иерархическая структура потребностей. В иерархии потребностей, как это подробнее описано ранее, потребности, реализуемые более глубокими уровнями, определяют частные потребности верхних уровней.