Поскольку изменение привычек и стереотипов входят в любую программу самоусовершенствования, начнем с рассмотрения возможных путей в этом направлении.
Фактически речь идет о некотором достаточно длительном процессе управления своим состоянием и программами своего поведения, в том числе и внутреннего, затрагивающего мышление и эмоциональные реакции. В любом процессе управления важна его наблюдаемость, важно знать, чем мы управляем, а также оценка процесса приближения к цели или удаления от нее.
Во многих случаях может оказаться необходимым почти научный метод самонаблюдения, регистрации и анализа собственного поведения и эмоциональных реакций. Полезной может оказаться хотя бы краткая объективная запись с выделением событий, вызвавших значимые отрицательные реакции, рассогласования, неудовлетворенность, а также осуществление или, наоборот, неосуществление намеченных изменений привычек и стереотипов.
Анализ записей должен быть конструктивным, содержащим четкую краткую констатацию значимых событий, разговоров, эмоциональных реакций. С помощью анализа таких записей человек может открыть объективную основу своих психических привычек и стереотипов.
Даже о некоторых, казалось бы, очевидных чертах своего характера, которые явно видны окружающим, человек может не подозревать и активно отвергать соответствующие замечания. Однако, если человек обнаруживает с помощью регистрации в журнале наблюдений повторение в жизни однотипных ситуаций, он может понять, что и где получается не так, как хотелось бы, и при действительном желании изменить свое поведение может избавиться от отрицательных черт своего характера.
Обнаружение у себя неадекватных привычек и стереотипов позволяет поставить следующую задачу — их переделки. В зависимости от глубины иерархического уровня и степени укоренения (вследствие многократности повторения) какого-то стереотипа может потребоваться довольно длительное время для его преодоления (несколько недель или два-три месяца, или больше). В течение этого времени данный тип поведения, мышления или эмоциональной реакции должен контролироваться сознательно, при этом следует обратить внимание на первые признаки возможного начала стереотипной программы поведения. В первый же момент, когда может включиться соответствующая программа поведения (внутреннего или внешнего), необходимо употребить сознательное усилие (волевой акт) для ее выключения или переключения в другое русло.